Положение о школьном музее

03.03.2021

Министерство образования и науки РД.

Казбековское РУО.

МКОУ «Хубарская СОШ»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

1. Общие положения

1.1 Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроками и другими формами учебно-воспитательного процесса школы.

1.2 Школьные музеи работают на общественных началах. Они создаются в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях школьниками под руководством педагогов, при участии общественности.

1.3 Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда РФ и государственного фонда РФ и подлежат государственному учету, регистрации и паспортизации в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1 Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся, осмыслению и оценки огромного культурного наследия, накопленного человечеством, формированию потребности в общении с культурным наследием.

 2.2 Задачами школьного музея являются:

-участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

-участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда РФ и государственного архивного фонда РФ;

-охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

-проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и населения.

3. Содержание и формы работы.

 3.1 Школьные музеи в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, законом РФ  «Об охране и использовании памятников истории и культуры», законами об охране природы постановлениями правительства РФ, положением о музейном фонде РФ, типовым положением о музее, работающем на общественных началах, нормативными актами, инструктивно-методическими документами МО РФ.

3.2 Актив музея проводит следующую работу:

- изучает литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея тематики;

- систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в туристских походах, путешествиях, экскурсиях и используя  другие формы работы;

- обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

 - создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

- проводит экскурсионно-лекторскую работу  для учащихся и населения;

- оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

- принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий научных учреждений, туристско-краеведческих центров, общественных организаций.

                                                     4.Организация музея.

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и возможно при наличии: актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу; руководителя-педагога и при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива; собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающих возможность создать музей определенного профиля; экспозиции отвечающей по содержанию и оформлению современным требованиям; помещения (площади) и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условий их показа.

4.2 Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории, культуры и природы. Школьные музеи могут иметь профиль: исторический (музей боевой славы, школы, села, этнографические, археологические и т.д.), комплексно - краеведческий, естественно научный (географический, охраны природы и т.д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и др. Школьные музеи, создаваемые в память о выдающемся событии или лице, расположенные на месте события или в памятном здании, независимо от профиля, являются мемориальными.

4.3. Вопрос об открытии школьного музея решается педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с городским (районным) отделом образования, оформляется приказом директора школы.

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, в установленном порядке присваивается звание «Школьный музей» и выдается соответствующее свидетельство. Звание «Народный музей» присваивается Министерством культуры РФ в установленном порядке.

5.Руководство работой музея.

51. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления.

Руководит ею совет, избираемый на собрании актива музея. Его количественный состав определяется характером и объемом работы школьного музея. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначаемый приказом директора учебно- воспитательного учреждения.

5.2. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры и природы при участии в этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений, рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея. Он организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная или художественно-оформительская и др.

5.4. Общее руководство и контроль за деятельностью школьных музеев осуществляют органы отдела образования. Организационно-методическими центрами по работе школьных музеев являются городские методические кабинеты, внешкольные учреждения. Учет школьных музеев ведут центры детского-юношеского туризма. Методическую помощь школьным музеям оказывают институты развития образования, государственные музеи, архивы. С целью совершенствования деятельности школьных музеев создаются межведомственные советы по их работе.

6. Учет и обеспечение сохранности фондов.

6.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной городским отделом образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схемы, диаграммы, копии, муляжи и т.п.).

6.3. Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей.

6.4. Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, включая ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.5. В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественный музей решается органами городского (районного) отдела образования и оформляется соответствующим приказом.

 

Перечень необходимой документации

музея образовательного учреждения МО РД

1.         Решение педагогического совета школ о создании музея.

2.                Приказ директора по школе о создании музея и назначении его 

         руководителя.

3.                План работы музея (годовой и перспективный).

4.                Книга учета мероприятий, проведенных школьным музеем.Хочу такой сайт

5.                Инвентарная книга.

6.                Книга посетителей.

7.                Книга отзывов (свободная форма записи).

8.         Картотека использования материалов музея на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

РУКОВОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

 

Каждой школе – музей!

 

Уважаемые коллеги! В каждой школе должно быть интересное дело, которое бы объединило всех и вело дорогой поиска, дорогой исследований.

Школьный музей – это наглядная агитация, своеобразный мостик в связи поколений.

Цель данных методических рекомендаций – оказать содействие учителям – руководителям музеев образовательных учреждений республики, организаторам внеклассной и  внешкольной воспитательной работы, вожатым, работникам Центров и станций юных туристов–краеведов в совершенствовании их теоретических и практических знаний по вопросам школьного музееведения, методике использования материалов музея в процессе обучения и воспитания учащихся.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях республики открыты и работают 232 музея, что является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы учащихся. Музеи разные по профилям:

Краеведческих – 74

Исторических – 94

Этнографических – 11

Боевой славы – 40

Литературных – 3

Др.профилей – 10

Созданию музея обычно способствует школьное краеведение, как одно из важных средств связи обучения и воспитания жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с пособиями, учебниками, а также путем исследовательской работы. Именно она помогает учителю формировать у подрастающего поколения преданность Родине, непримиримость к иной, чуждой идеологии и морали, готовность к труду и защите отечества, развивает патриотические чувства;

Патриотическая работа, проводимая в школьном музее включает единство трудового и нравственного формирования юношества. Она помогает в воспитании сильных и смелых характеров, в подготовке к самостоятельным шагам в жизни;

- работа школьного музея дает возможность учителю преподавать предмет на богатом конкретном материале, позволяет увязать закономерности развития страны с особенностями развития родного края;

- помогает более глубокому усвоению учебного материала, развитию самостоятельной познавательной деятельности и творчества учащихся, осуществлению связи школы с жизнью.

- краеведческая работа, проводимая в стенах музея расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью страны и республики, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого;

- имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, воспитывает у них любовь к разным местам как к части великой страны – России.

- Школьные музеи сохраняют бесчисленное количество ценнейших и часто уникальных памятников культуры, документов, военных реликвий. Но самую большую ценность составляет ее общественно-полезная направленность, которая воспитывает у школьников чувство ответственности и сопричастности к общегосударственному, всенародному делу – сохранению истории своего народа, выявлению новых памятников культуры, природы родного края, раскрытию еще неизвестных страниц и фактов истории, и не менее важно участие школьников в охране природы.

- школьные музеи является как бы завершением огромной поисковой работы, которую ведут юные туристы в походах и экскурсиях.

- музеи способствуют упорядочению поисковой и собирательской деятельности школьников, способствуют их познавательной активности.

 

Вот поэтому так необходим музей в школе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень необходимой документации

музея образовательного учреждения МО РД:

 

 

1.     Решение педагогического совета школы о создании музея.

 

2.  Приказ директора по школе о создании музея и назначении его  руководителя.

3.  План работы музея (годовой и перспективный).

 

4.  Книга учета мероприятий, проведенных школьным музеем.

5.  Инвентарная книга.

 

6.  Книга посетителей.

 

7.  Книга отзывов (свободная форма записи).

 

8.  Картотека использования материалов музея на уроках.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.03.2021

Дата обновления: 03.03.2021

Дата публикации: 03.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(988) 268-87-07

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».