10.09.2020
Тема урока: «Общее понятие о предлоге»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: обеспечить условия для формирования
представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
-
познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
-
формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
-развивать
память, мышление, орфографическую зоркость;
-развивать умения составлять предложения
из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
2.Формирование метапредметных
умений:
личностные
умения:
- принимать и осваивать социальную роль
ученика;
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные
умения:
- готовить рабочее место, все
необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по плану;
- отличать верно выполненное
задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и
одноклассниками давать эмоциональную оценку деятель- ности на уроке;
познавательные
умения:
- ориентироваться в учебнике, в
тетради;
- ориентироваться в своей системе
знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в ,
используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной
работы учителя и класса;
коммуникативные
умения:
- донести свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать
предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными
или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога;
применять правила правописания.
Оборудование: ПК, проектор, 4 домика, карточки с
названием частей речи, со словами, дифференцированные карточки с заданиями, лесенка
успеха и человечек для каждого ученика, презентация.
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Встали
все из-за парт. Сегодня на уроке русского языка у нас гости. Прошу вас, не волнуйтесь.
Я желаю вам ребята, чтобы вы сегодня добились гораздо большего. Расширили свои
возможности, свои знания по теме. Присаживайтесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Минутка
чистописания букв Х,х. Запишем предложение в тетрадь.
- Прочитайте скороговорку. (Дети
читают скороговорку, изменяя темп чтения)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Как вы думаете, какую букву
сегодня мы будем писать? Почему?
- Напишите красиво строчку
сочетания букв Х,х.
2. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели
грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие
листочки.
Кто знает, когда это бывает?
(В апреле)
- Послушаем полезную
информацию об этом месяце. (Сообщение готовит ученик)
- Какие пословицы и поговорки
о весне, апреле вы знаете?
·
Апрель воду
подбирает, цветы раскрывает.
·
Весна красна не
одними цветочками, а и зелёными листочками.
·
Увидел грача,
весну встречай.
Апрель с водой, а май с
травой
-Русские художники –
пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось писать на холстах
первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую апрельскую траву
и голубое небо. Вы, наверное, догадались с каким новым словарным словом мы
сегодня познакомимся?
апре́ль
- На какой слог падает
ударение? Какую гласную мы должны запомнить? Запишите это слово в словарик.
Запомните его написание.
3. Орфографическая
минутка.
-Дети, нас пригласили в гости в удивительную страну.
Куда? Догадайтесь сами. Это раздел науки о языке, изучающий части речи.
(Морфология)
- В этой стране живут части речи. Какие вы знаете
части речи?
(На доске 4
домика. Названия частей речи над домиками на доске.)
- В этих домиках живут слова.
(На доске слова: тр…ва,
б…жал, сла…кий, кро…, ш…рокая, в...ёт.)
- Поселим слова в
домики и запишем их в тетрадь.
1 ряд – записывает имена существительные
2 ряд – записывает имена прилагательные
3 ряд – записывает глаголы
- Прочитайте первую группу слов. Докажите, что это имена
существительные.
- Прочитайте вторую группу слов. Докажите, что это имена
прилагательные.
- Прочитайте третью группу слов. Докажите, что это глаголы.
- Объясните написание орфограмм.
(Каждый раз, прежде чем ученик зачитывает свою группу
слов, он карточки с этими словами ставит под соответствующий домик)
- Ребята, посмотрите, один домик остался не заселен.
-О чём это говорит? (Мы не все части речи изучили.)
- О чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о
новой части речи).
III.
Работа над новым материалом.
1. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач
урока.
-Жили
части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем.
-
У кого на столе розовые полоски, выходите к доске. Назовите свои слова.
Постройте из них предложение. (Лиса
спряталась нору).
- Можно
ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем говорится? Что нужно
сделать? (Нужно добавить слово в).
(На
доске расположены карточки со словами: в,
по, на, за, под …)
-
Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? А
почему она получилась?
-
Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным,
глаголам?
-
Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик), запишем с
красной строки в тетрадь через запятую.
-
Отлично. У кого зелёные полоски на партах, выходите к доске. Прочитайте свои
слова. Составьте предложение. (Собака
бегает двору).
-Можно
ли назвать эту группу слов предложением?
- Какое
слово нужно добавить в предложение? (Нужно добавить слово по.)
-Прочитаем
хором предложение. Есть ли связь в предложении? В какой домик поселим это
слово? Запишите его в тетрадь.
- Кто
знает, как называется новая часть речи? О чем будем
говорить на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Ребята,
изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Да, но мы не говорили о них подробно.
-
Значит, какова цель нашего урока? (Выяснить, что такое предлог и определить его
место в речи.) Для осуществления цели, какие задачи будем решать?
·
Научиться находить
предлоги в потоке речи;
·
узнать о роли
предлогов в предложении;
·
учиться грамотно,
писать предлоги с другими частями речи.
- Правильно, сегодня мы
поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском
языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода,
открытия.
2. Работа по теме урока.
1). Посмотрите на экран. Эта
собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи.
- Определите
расположение собаки по отношению к будке?
- Описывая
местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в … Это предлоги.
- А если мы
употребляем их в речи, значит, предлог- это
часть речи.
- Вот мы и сделали первое открытие.
Посмотрите, вот предлоги. Так малы, но так
важны!
Вы,
ребята, постепенно. Все запомнить их должны!
- Как вы
думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
- Конечно, это
не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте
употребления они на 4 месте среди других частей речи.
2).Коллективная работа с
текстом.
– Внимание на экран. Перед
вашими глазами четверостишие Б.Заходера.
Прочитайте
предложения про себя. Всё ли вам понятно? (Нет.) Почему?
Скажите,
связаны ли в них слова по смыслу? Чего не хватает в тексте?
Давайте
вставим предлоги.
Дети работают в тетрадях, по
ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
- Подчеркните предлоги.
- Установилась ли теперь связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в
предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Мы сделали второе открытие.
3). -Ребята, попробуйте
задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это служебная
часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Мы сделали
третье открытие.
4). Работа с учебником
(с.108, упр.184)
- Выпишите из предложений
предлоги вместе с той частью речи, к которой они относятся. (У доски работает ученик.)
- Кроме предлогов, какие
части речи использованы в предложениях?
- С какой частью речи
употребляются предлоги?(С именем существительным.)
- Перед глаголами встретились
предлоги? (Нет.)
- Обратите внимание на
написание предлогов с частями речи. Что вы можете сказать?
(Предлоги с другими частями
речи пишутся раздельно.) Мы сделали четвертое открытие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Попробуйте объединить все
открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое
ПРЕДЛОГ (Работа в парах)
-Давайте теперь повторим всё, что мы узнали
про предлог (чтение алгоритма)
1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.
2) Предлоги служат для связи слов в предложении.
3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими
частями речи пишутся раздельно.
-Давайте прочитаем
правило на с.109, 110. Чтение правила.
V. Закрепление.
1. Упражнение в определении частей речи.
- Какая
замечательная погода в стране Морфологии! Как ярко светит апрельское солнышко!
Определите, к какой части речи относятся следующие слова.
Мяч, синий, лил, про, шёл, за, дом, до, ёж, мыть,
тёплый, перед.
2.
Самостоятельная
работа с применением уровневой дифференциации.
-Я предлагаю задания на
выбор. Работа на листках зелёного цвета:
1 группа. (Слабоуспевающие
учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
- Первое
задание – самое простое -
списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Работа на листках жёлтого цвета:
2 группа. (Учащиеся,
работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
·
Второе задание - посложнее - Вставь предлоги в
предложения, используя опорные слова. … лесную
тропку …
кустов выскочил рябчик. Мяч забросили
… сетку ворот. Опорные
слова: за, на, из, в, под, у.
Работа на листках красного цвета:
3 группа. (Учащиеся,
работающие на репродуктивном и творческом уровнях).
·
Третье задание - самое сложное, но интересное. Объединить
пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ... (дом);
идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть…
(печка).
VI. Итог урока.
1. Обобщение
знаний о предлоге.
- С какой частью речи познакомились
сегодня в стране Морфологии? Понравилось вам в гостях у предлога? Что новое
узнали о нём? Что такое предлог? Для чего он служат? Перед какими словами
пишутся предлоги? Перед какими словами
не пишутся?
- Рефлексия.
- Вспомните, какие задачи
ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?
·
Познакомились с …
·
Учились…
- Удалось ли нам решить
поставленные задачи?
3. Самооценка
работы на уроке.
- Какая работа вам понравилось на уроке?
- Что у вас хорошо получилось?
- Над чем надо поработать?
На
столах у вас лесенка успеха и человечек. Оцените
свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»: Человечек-
это вы. На какую ступеньку вы встанете?
·
Зелёная ступенька
- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;
·
Желтая ступенька -
только часть задания выполнена верно;
·
Красная ступенька
- не получилось так как хотелось.
- Спасибо за
урок!
4. Домашнее
задание.
Упр.
186, с.109. Выучить правило.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.09.2020
Дата обновления: 10.09.2020
Дата публикации: 10.09.2020